Хотите поменять профессию? Осторожно: не жгите мосты!
Поиск своего призвания в зрелом возрасте — популярная тема последних лет. По данным опроса Службы исследований hh.ru, 33% респондентов за последние 10 лет поменяли профессию и 51% хотели бы это сделать в будущем. Мы часто слышим и читаем вдохновляющие истории о тех, кто лет в 30–40 бросил, например, наскучившую бухгалтерию, стал дизайнером, фотографом, кем-то еще и наконец-то счастлив. И нам тоже хочется рискнуть. Но мало кто рассказывает про неудачные попытки. Про то, что прячется за желанием поменять профессию. Поговорили про это с практикующим психологом, специалистом по личному и профессиональному развитию Екатериной Поляк Залота.
Что толкает на смену профессии в 30+ и 40+
— Наши родители всю жизнь спокойно работали не то что в одной профессии, а частенько — даже на одном и том же месте до пенсии. Откуда же у современных поколений взялась такая тяга к смене рода занятий лет в 30, 40 и позже? Не когда жизнь вынуждает, а когда к этому толкает именно перегорание и желание чего-то нового. Мы стали другими или мир изменился?
— В мире стало больше возможностей для таких перемен, а человек всегда действует исходя из возможностей среды. Тут работает тот же принцип, что и в других сферах жизни. Разводов, например, раньше тоже было намного меньше. Потому что они считались недопустимыми, осуждались обществом, было мало примеров, да и прожить женщине одной с детьми было трудно — предпочитали терпеть. То же — со сменой работы.
— Благодаря чему отношение к смене профессии в зрелом возрасте поменялось?
— Благодаря так называемым новаторам. В каждом сообществе, по разным оценкам, от 2,5 до 20% новаторов, которые способны идти против правил, стереотипов, общественного мнения, против среды. Они-то среду и развивают, открывая новые возможности для других. Постепенно примеров тех, кто решился, становится больше, и вслед за новаторами подтягиваются последователи из консерваторов.
— Что стоит за внезапным желанием сменить сферу деятельности?
— Кризис. Раньше его называли кризисом среднего возраста. Но сейчас кризисов в жизни человека стало больше, потому что сама жизнь удлинилась.
Человек же не любит меняться в принципе. Мы хотим приспособиться и жить стабильно. А чтобы поменяться, нужно большое количество энергии. Энергию дают как раз эмоции. Когда их накапливается больше, чем обычно, человек в таком состоянии аффекта начинает действовать. Ему нужно срочно куда-то бежать и что-то менять.
— Но кризис же проявляется по-разному. Кто-то уходит из семьи, кто-то решает эмигрировать, кто-то из столицы в деревню уезжает. А кто-то вдруг решает, что всю жизнь занимался не тем делом и хочет заняться другим. Причины, получается, одинаковые?
— Бывает по-разному. У кого во что выльется накопленное напряжение. Человеку вообще периодически требуются перемены. Но в семье менять что-то трудно и больно, в профессии проще. Особенно если вы попали в нее не по зову сердца, а потому что так получилось. И, если карьера не очень-то складывается, сравниваешь себя с кем-то и думаешь: «Я неудачник». Бывает, ко мне клиент приходит и говорит, что хочет поменять профессию, но начинаешь копать глубже и понимаешь, что накопленное напряжение просто в профессии нашло выход. А на самом деле человек не понимает, как ему дальше жить вообще.
А бывает и так: человек дорос до определенного уровня в профессиональной деятельности и ему пора бы переходить на следующий уровень, например стать руководителем, но ему страшно. Он ответственности не выдерживает, например. И ему кажется, что проще сменить профессию, чем двигаться выше в своей. Или вы забуксовали, что-то не получается — хочется махнуть на всё рукой и сбежать в другую сферу.
— Получается, желание поменять профессию бывает попыткой убежать от какой-то проблемы. А как же эти частые объяснения: «Хочу заниматься чем-то творческим!» (причем от людей, которые до этого всю жизнь просидели в офисе) или «Хочу делать что-то действительно полезное для людей»?
— В кризис у человека часто происходит регресс, он временно откатывается в развитии — человек может вспомнить детские мечты и с максимализмом подростка мчаться их реализовывать. Это и не хорошо, и не плохо. Очень часто остаются нереализованными именно творческие мечты, про которые родители могли говорить «этим на жизнь не заработаешь». А благодаря кризису у человека появляются желание и шанс их реализовать.
— Или приходят мысли «Для чего я живу?», хочется оставить после себя какой-то след, сделать что-то значительное, может быть, передать знания, да?
— Это зависит от возраста, в котором наступил кризис. Потребность что-то нести людям, чем-то делиться, возникает, как правило, лет в 40–45 у людей, накопивших опыт.
Действительно появляется желание учить, преподавать. То есть люди меняют направление деятельности в рамках своей же профессии. Но если человек не видит ценности в своей профессии, потому что она была для него только способом зарабатывания денег, то такого выхода у него не будет и может возникнуть желание полностью поменять сферу.
Включать заднюю скорость не стыдно
— Если желание поменять профессию на самом деле может быть попыткой убежать от какой-то проблемы, то смена профессии сама по себе не поможет, пока первопричина остается нерешенной, правильно?
— Да, может получиться, что после того, как пройдет эффект новизны, человек окажется ровно в той же ситуации и столкнется с той же проблемой, от которой пытался убежать. Снова будет вставать по утрам с тяжелым чувством «ну вот, опять на работу». Потому что профессия поменялась, а проблема осталась.
Знаете, есть принцип десяти тысяч часов: считается, что за этот срок можно в любой сфере стать более или менее средним специалистом. Так вот, смена профессии — это зачастую переход из среднего специалиста в одной сфере в такого же среднего специалиста в другой сфере. Просто, возможно, какие-то нюансы, которые вам не нравились в прежней профессии, в новой изменятся. Например, вас мучила обязанность высиживать в офисе с 9:00 до 18:00, а в новой профессии этого нет.
— Допустим, близкий человек рвется менять профессию, а вы понимаете, что он совершает ошибку — зря потратит время и разочаруется, вряд ли у него там есть перспективы. Отговаривать? Вы своих клиентов от такого шага когда-нибудь удерживаете?
— Во-первых, отговаривать бесполезно — вы только отношения испортите. Это как пытаться доказать человеку, что он влюбился не в того. Когда эмоции переполняют, никто не хочет слушать про здравый смысл. У человека в этот период возникает туннельное зрение — он видит цель и идет к ней.
Во-вторых, никто на самом деле не знает, получится у человека в новой сфере или нет, что для него хорошо, а что плохо. Даже если с точки зрения здравого смысла он рвется куда-то не туда. А может быть, у него энергия интереса настолько огромная, что все препятствия перекроет.
К психологу люди чаще приходят, не когда они хотят что-то поменять, а когда они уже поменяли и вдруг оказалось, что это не очень-то помогло. Но даже если человек пришел, еще только задумавшись о переменах, со своими сомнениями, профессиональный психолог никогда не скажет — вот туда тебе точно не надо! Точно так же, как и не скажет — я знаю, куда тебе надо! Профессионал задаст правильные вопросы, чтобы человек постарался разобраться в себе, в истинных причинах, по которым его тянет в новую сферу.
— Вы сказали, что задача психолога, если человек обратился с запросом на смену профессии, — задать ему правильные вопросы. А самому себе можно эти вопросы задать?
— Можно, конечно. Спросите себя: «Чего я хочу?». Допустим, вы хотите уйти из надоевшего офиса, чтобы стать художником. Это еще не ответ. Уточните: «Для чего? Чтобы что?». И этот вопрос задается несколько раз до тех пор, пока не доберетесь до первопричины, то есть до истинной потребности, которая прячется за вашим желанием стать художником. Это то, чего вам на самом деле не хватает.
— Например, что это может быть?
— Например, потребность в безопасности, уважении или любви, в самореализации. Помните пирамиду Маслоу? В ней собраны все основные потребности — физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви и поддержке, потребность в уважении и почитании, познавательные и так далее. Раньше считалось, что потребности более высокого порядка появляются у человека, только когда он удовлетворил более простые, базовые потребности. Сейчас считается, что всё не так просто — у каждого человека своя иерархия потребностей, то есть у каждого какая-то своя потребность доминирует. У того же Ломоносова потребность в познании была явно сильнее, чем физиологические потребности в сытости и комфорте.
— Иногда, если добраться до базовой потребности, которая лежит в основе желания поменять профессию, может оказаться, что эту потребность вполне можно закрыть другими способами, не меняя сферы деятельности?
— Теоретически — да. Правда, это утопично, потому что, повторю — человек в состоянии кризиса, на эмоциях не может трезво мыслить. Но, если он хотя бы засомневается и попытается в себе разобраться, это уже будет полезно.
Почему важно взять тайм-аут
— Бывает, человек работу по прежней профессии уже оставил, потому что совершенно выгорел, но еще не придумал, чем ему дальше заняться. Сколько может длиться такой тайм-аут?
— Полгода-год — это нормально. И нормально, если в этот период хочется только лежать и ничего не делать. В прямом смысле. Это потому, что после выгорания ресурсы надо подкопить. Вот когда человек отдохнул, у него просыпается интерес к чему-то. Например, он узнает про какую-то учебу, идет учиться — и с этого момента закрутилась новая история. Но если через год лежания — не важно, дома на диване или где-то на пляже, — никаких порывов встать и начать хоть что-то делать не появилось, значит, человек застрял, ему нужна помощь специалиста. То же самое если человека в состоянии паузы начинают всякие зависимости одолевать.
— Что еще, кроме правильных вопросов самим себе, вы посоветовали бы людям, которые сейчас в шаге от того, чтобы попрощаться с надоевшей профессией и перейти в новую?
— Во-первых, прежде чем рубить с плеча, возьмите паузу — сходите в длительный отпуск. Ничего в это время не делайте, просто внимательно слушайте себя, попытайтесь разобраться, что вас толкает на перемены. И с путешествиями в этот период не перебарщивайте.
Путешествия — способ забить свои органы восприятия вместо того, чтобы задуматься о себе и своей жизни.
И, если вы не хотите добровольно взять для этого паузу, ваш организм может вам ее «организовать» искусственно. Знаете, как бывает — вдруг на ровном месте ломаешь ногу или какая-то другая серьезная проблема со здоровьем неожиданно приковывает к кровати, и вот тогда начинаешь думать, копаться в себе. Никакой мистики — это наша собственная энергия и наши же защитные силы.
Второй совет: не надо сжигать мосты. Они вам понадобятся, если с новой профессией не сложится.
И третий совет: помните, нет такого понятия, как неудача, — есть опыт. Даже если придется вернуться, это не значит, что вы потратили время впустую. Вы вернетесь, разобравшись в себе, услышав себя — это уже немало.