Я не буду описывать здесь необходимость очевидного инструментария для удаленной работы:
Всё это важно и должно быть настроено. Также подразумевается, что у команды налажены процессы — она синхронизировано работает на ежедневной основе, у нее есть культура коммуникации. Это тоже необходимая база для того, чтобы дистанционная работа была успешной.
Но проблемной зоной могут стать не только инструменты, но и привычки взаимодействия. Дело в том, что при переходе на дистанционный режим работы эти привычки могут сильно измениться по сравнению с теми, которые были во время работы в офисе.
Одна из главных проблем перехода из работы в офисе на домашний режим работы — трудно настроиться на работу. Вы и ваша семья привыкли, что дома вы отдыхаете. Поэтому:
Хорошо помогает поставить себе слоты недоступности прямо в календарь.
Также помогает техника pomodoro: когда ставится таймер на 25 минут на рабочий блок, на 5 минут перерыва, и через каждые четыре блока делается перерыв подлиннее — на 15 минут. Конкретную продолжительность блоков работы и отдыха, конечно, можно подстроить под себя.
Согласуйте свой график с теми, с кем вы живете, чтобы в рабочие часы вас не беспокоили. Иначе это грозит постоянным внеплановыми перескоками с рабочих вопросов на домашние. Но на подстройку уйдет какое-то время, будьте к этому готовы, спокойно возвращайте себя и ваших близких к соблюдению договоренностей.
Еще переключению себя с режима отдыха на рабочий режим помогают разные ритуалы. Например, переодеться в «рабочую» одежду и снять ее по окончании рабочего дня. Или выйти на прогулку на 10-15 минут, вернувшись — заняться рабочими вопросами.
Если вы привыкли решать рабочие вопросы на очных встречах и совещаниях или общаясь с коллегами, которые сидят в полуметре от вас, то теперь придется перестроиться. Есть простые правила.
1. Включайте видеокамеру во время созвонов. Даже групповых. Визуальный контакт так же важен, как аудиальный. Это позволяет передать гораздо больше информации и лучше сконцентрироваться.
2. Если не получается в переписке решить вопрос за 10 минут (30-50 сообщений), лучше договориться о созвоне.
3. Фиксируйте результаты устных договоренности в переписке.
4. Договоритесь о времени регулярных совместных онлайн-встреч команды. Ко времени встречи, обычно необходимому для решения рабочих вопросов, добавьте сверху 5-10 минут, чтобы люди обменялись приветствиями и личными новостями. Важно сохранить живое общение — это поможет всем по-прежнему чувствовать себя частью команды.
5. Если вы до сих пор не пользовались онлайн-календарями, теперь самое время начать это делать: назначайте там друг другу встречи и не забывайте появляться на них вовремя. Сделайте личные календари доступными для коллег. Тогда, назначая онлайн-встречи, можно будет сразу выбирать время, удобное всем, ориентируясь на слоты в календарях.
6. Во время встреч не перебивайте коллег, давайте другим возможность высказать точку зрения. Хорошо, если на групповой встрече кто-то может взять на себя роль фасилитатора.
Да, я обещал не останавливаться на очевидном инструментарии, поэтому здесь очень кратко:
При долгом режиме «удаленки» обязательно проводите периодически с каждым членом команды созвоны один на один. Это инструмент для измерения «температуры» и реагирования на состояние команды.
Если переход на дистанционную работу затянется больше чем на месяц, то понадобится инструмент кросс-командной синхронизации. Например, Q&A-сессия (ответы на накопившиеся вопросы) с тем, кто может показать картинку компании шире: CEO, CTO, CPO и так далее (как бывает при подведении итогов квартала, только чуть чаще и с возможностью интерактива).
Иногда, чтобы онлайн-встреча прошла продуктивнее, надо сделать какой-то общий визуал. Что тут может помочь:
Успешного вам взаимодействия!